уважаемые посетители блога, если Вам понравилась, то, пожалуйста, помогите автору с лечением. Подробности тут.

Не секрет, что сегодня разработка более-менее сложного программного продукта невозможна в одиночку. Конечно, можно убить несколько лет (именно убить, а не потратить) и выпустить в свет полу-готовый, полу-проверенный, полу-рабочий вариант программы и потом ещё пару лет карпеть над исправлением ошибок. Но этот путь разработки, сteamогласитесь — очень неэффективен.

Вообще, с вопросом по совместной работе я столкнулся где-то год-полтора назад, когда мне предложили разработать большой программный комплекс для подразделений по охране окружающей среды на нефтеперерабатывающих заводах.  Прикинув примерный план работы, оказалось, что работать над подобной задачей в одиночку — нереально, а основная часть людей, которых я бы желал видеть в своей команде живут и работают за пару дней пути на поезде от моего дома.  Как быть в данном случае? В этой статье я и хотел бы Вам немного рассказать о совместной работе над большими проектами, используя современные достижения Интернет-технологий.

Рассмотрим следующие моменты:

  1. Какие основные моменты следует учесть при работе в команде?
  2. Как сделать работу в команде наиболее эффективной
  3. Какие сервисы и программные продукты могут помочь зделать работу более эффективной

В качестве примера, рассмотрим несколько on-line сервисов, которые могут послужить неплохой поддержкой вашего проекта при совместной работе.

1. Какие основные моменты следует учесть при работе в команде?

Итак, если Вы руководитель крупного проекта, то, прежде чем раздавать своим подчиненным задания, следует участь следующий ряд моментов:

  • Обсудите, какой набор инструментов и процедур Вы будите использовать для работы. Стоит сразу же определиться как и чем будет делаться работа, чтобы потом не возникли непредвиденные сюрпризы в виде потерянных задач или несовместимых форматов. Если проект предусаматривает разработку на нескольких языках программирования — определитесь какие это языки и, самое главное, кто на каком языке будет писать.
  • Проиллюстрируйте преимущества командной работы. Что именно хорошего получится, если каждый закончит свою работу вовремя, а то и раньше? Расскажите, что лично получит каждый из команды – премия, выходной, подарок? Не уподобляйтесь индийским программистам, которые держат пальму первенства по количеству программного кода на одну задачу — выгоднее раньше закончить проект и заняться новым, нежели «высасывать» из заказчика последние крохи за лишнюю строчку кода.
  • Всегда разъясняйте все неясности. Не все люди сразу же примут вашу позицию, или даже позицию всей группы в любом из вопросов. Они могут считать выбранный инструмент неудачным, к примеру. Покажите, почему инструмент выбран, что он вам и ему дает, и вы почти наверняка получите согласие. Устраняйте любые неясности как можно раньше. Простой пример: при разработке клиент-серверного приложения всего лишь двумя разработчиками один использовал в качестве БД MySQL, другой, не долго заморачиваясь стал использовать Access. Конечно недоразумение устранили быстро, но тем не менее время потеряли.
  • Сделайте ваши цели доступными. Покажите свои цели на день, неделю, месяц. Покажите, как вы к ним идете, это мотивирует всех участников и позволяет увидеть, кто работает, а кто готовит к обеду ложку.

Следуя этим простым правилам Вы сможете уже на старте проекта мотивировать всех участников к плодотворной и эффективной работе, а также избежать целого ряда недоразумений в процессе разработки.

2. Как сделать работу в команде наиболее эффективной

Замечательно, если все члены команды работают и живут в одном городе. В случае чего можно встретиться, обговорить проблемные моменты, распределить задачи и т.д. А как быть, если руководитель живет в Москве, дизайнеры — в Казани, а программист, например, во Владивостоке? Переписываться по e-mail — далеко не самый эффективный способ, хотя очень часто он и используется. Можно, конечно после отправки письма звонить получателю со словами типа «Проверь почту! Там важное задание!» … Согласитесь глупо и неэффективно не только по времени, но и по затратам.

Поэтому при определении набора инструментов для разработки сразу следует учесть и способы и средства связи. Самый, на мой взгляд, дешевый и эффективный способ — телефонные конференции через Skype. Достаточно обговорить заранее время и дни недели, когда все должны быть на связи и практически бесплатный разговор Вам обеспечен — оплачивается только Интернет-трафик.

Следующий момент — отслеживание работы и эффективное планирование текущих задач. Вот здесь, пожалуй, стоит обратить внимание на Интернет-сервисы.

3. Какие сервисы и программные продукты могут помочь сделать работу более эффективной

Начнем  пожалуй с самых популярных на сегодняшний день сервисов Google.

calendar_logo_sm_ru Пожалуй один из самых необходимых сервисов. С помощью него можно планировать работу группы, создать план-график работы и, что самое главное, предоставить к календарю доступ всем участникам группы и настроить SMS-уведомления.

ru_notebook_132x26Необходим в первую очередь для записей текущего хода событий. Также как и предыдущий сервис — блокнот можно сделать доступным для всех участников группы и позволить добовлять/коментировать существующие записи.

docs_logo_sm С помощью этого сервиса Вы сможете совместно разрабатывать документы, например Книги Excel или документы Word. При этом любой из документов можно предоставить в общий доступ.

Далее переходим к сервисам, предоставляемым другими разработчиками.

Одним из наиболее эффективных способов поиска решений является мозговой штурм.

Определение из wiki:

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Согласитесь, что изложить фантастическую идею подчас просто невозможно на словах. Намного проще нарисовать. В таких случаях просто не обойтись без графического сопровождения и, в частности, MindMaps (так называемых «карт разума») – способа изложения мыслей с помощью графических схем. Эти схемы крайне удобны и для проведения мозговых штурмов, где каждый из участников может не только предложить свой вариант, но и прокомментировать чужой, указав на слабые стороны или даже внеся необходимые изменения.

"Карта памяти" Bubbl.us

«Карта памяти» Bubbl.us

Благодаря бесплатному сервису Bubbl.us, коллективные брейнштормы с построением наглядных майндмэпов теперь доступны прямо из браузера. Нарисовать свой майндмэп может любой желающий, после чего экспортировать его в один из графических форматов или сохранить на сервере для просмотра коллегами. Во всей красе оценить сервис получится лишь после регистрации: после нее ты сможешь работать над одной и той же схемой одновременно с другими пользователями. Надо сказать, что интерфейс написан на Adobe Flex’е и поэтому работает очень шустро, без каких-либо глюков, характерных для сложных Ajax-приложений.

Еще одним бесплатным сервисом для создания «карт памяти» является www.mind42.com. Он позволяет создавать майндмепы, более приближенные к стандарту и, помимо прочего, поддерживает горячие клавиши.

На рисунке показа простой пример «карты памяти», не несущий никакого особого смысла, но достаточно хорошо демонстрирующий о чем идет речь.

И наконец, для совместной работы Вам может очень сильно пригодиться сервис Teamer. Для того, чтобы разобраться со всеми функциями сервиса Вам понадобится не более 15 минут. С помощью этого сервиса Вы сможете собрать воедино любую территориально разрозненную команду, раздавать и отслеживать ход выполнения заданий. Одной из возможностей сервиса является свободное использование в текстах заданий html, что дает возможность встраивать в текст картинки, видеоролики, аудиофайлы и пр., делая работу высокоэффективной.

Какой из этих сервисов Вам пригодиться — решать не мне, я всего лишь показал Вам малую часть из того, что возможно использовать в совместной работе. Кстати, в ближайшее время планирую перевести один из проектов на рельсы Teamtr’a, думаю получится очень здорово.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
уважаемые посетители блога, если Вам понравилась, то, пожалуйста, помогите автору с лечением. Подробности тут.
Подписаться
Уведомить о
3 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Dekus
Dekus
05/08/2009 01:35

Особенно про более соответствующий стандарту формат миндмепов порадовало ))))))))

trackback

[…] одном из первых постов блога я рассматривал вопрос о совместной работе над […]

trackback

[…] одном из постов я рассматривал взаимодействие между несколькими […]