уважаемые посетители блога, если Вам понравилась, то, пожалуйста, помогите автору с лечением. Подробности тут.

13 января 2013 года. До выхода нового продукта Embarcadero Mobile Studio осталось совсем немного времени. Совсем-совсем скоро все, кто пишет свой софт в Delphi получат прекрасную возможность (которую убрали в Delphi XE3) — разрабатывать приложения не только под Windows и Mac OS, но ещё и под мобильную операционную систему от Apple — iOS…Тут бы надо было выкрикнуть что-то наподобие «Are you ready?!!!» Но с английским языком я знаком плоховато (каюсь), поэтому решил задать вопрос немного по-другому и по-русски: а оно Вам надо? :)  Вот, например, завтра Вы проснетесь и увидите новость «Embarcadero Mobile Studio уже в продаже», а через несколько дней/недель уже где-нибудь в укромных уголках Сети найдете «некоммерческую» версию студии сугубо «для ознакомительных целей». Будете ли Вы писать приложения под iOS? Если нет, то почему «нет»?

Цель этого поста (и опроса) не разжечь очередной холивар на тему iOS vs. Android или как-то высказать «фу» кому-либо, а скорее узнать: поддержку какой мобильной операционной системы более всего ожидают увидеть Delphi-разработчики в России?

Ну и раз уж я задал тему опроса, то попробую изложить свой взгляд на эту тему.

Если смотреть на популярность той или иной операционной системы. Ещё год назад статистика по мобильным ОС в России была такой:

StatCounter-mobile_os-RU-monthly-201101-201212

  •  iOS — 18,93%
  • Android — 36,54%

на сегодняшний день статистика такова:

StatCounter-mobile_os-RU-monthly-201201-201301

 

  • iOS — 20,56%
  • Android — 39,9%

Т.е. обе «операционки» по-тихоньку растут. Android быстрее, iOS по-медленнее, но тоже довольно верно. Устройств на Android явно больше, на iOS по-меньше (думаю, понятно почему). Тут, казалось бы, раз Embarcadero решили делать кроссплатформенность, то надо брать «быка за рога» и быстро-быстро делать поддержку Android. Но нет — решили вначале сделать iOS и Mac OS, а не Linux и Android. И, надо сказать, эту стратегию вполне можно понять. Я, по крайней мере, пока вижу три причины:

  1. FireMonkey не идеал. Даже FMX 2.0. ещё дорабатывать и дорабатывать. Долго и упорно. И смысл на базе этой платформы делать поддержку других ОС нулевой, несмотря на любую статистику.
  2. Изначально FireMonkey, даже ещё будучи совсем не FireMonkey, была нацелена на поддержку именно Mac OS и iOS. Поэтому решение продолжить работу над FMX, а равно и выделить кусок платформы в виде первой версии Mobile Studio — вполне оправданный шаг. Особенно с коммерческой точки зрения.
  3. Слишком уж разные ОС надо поддержать, а это (см. п.1.) смертоубийству подобно — QC раздуется так, что мало не покажется.

Так что, на мой взгляд, пусть уж будет медленно, но более менее верно внедряется поддержка разных ОС, чем «выстрел» сразу в 4 ОС из которых, если повезет, на практике будет нормально поддерживаться 1 и то не полностью и не всегда.

Теперь, что касается непосредственно разработки под iOS и Android для меня.

Первый момент — оценка по нынешней ситуации. Врядли в ближайшие полгода-год мне доведется работать с Mobile Studio очень плотно. Причины можно выделить следующие:

  1. у меня все девайсы (а их сейчас 4) работают под Android
  2. у 99% всех моих знакомых на руках Android
  3. в планах на год нет пункта «вытянуть из семейного бюджета 20000+ рублей на игрушку под названием iPad (iPhone)»

Не вижу я смысла тратить в 2 раза больше на то, чтобы потом всем говорить «А у меня iPad». И говорить о том, что Android, чем-то хуже iOS, когда в ходу Android 4 — я бы не стал. Если сравнивать самый дорогой планшет с Android с самым дорогим iPad’ом, то я уверен, что непосвященный человек просто не различит, где Apple, а где не Apple. Даже если он полдня будет ковыряться в этом планшете. Есть, кстати, такой старый баян: Вопрос: Как узнать, что у твоего знакомого iPhone? Ответ: Никак. Через 10 минут разговора он сам его как бы невзначай вам покажет.

Другой момент — деньги. Я ни разу не альтруист (хотя максимум на что меня хватило в блоге — повесить тут копилку :)), поэтому о финансовой стороне разработки тоже подумывал. По идее, если разрабатывать под iOS, то шанс поднять $$$ выше. В Play Market (он же Google Market, он же Android Market) сейчас можно найти гору бесплатного софта на любой вкус и цвет, а то, что стоит денег и «поднять» немного рублей на коммерческом проекте под Android будет тяжеловато — нужна будет либо супер-идея, либо супер-защита, чтобы программу не взломали или взломали, но не быстро. Как одна из идей (не супер, но вполне актуальных для Android) — разработать крутую игру, но одному такую тему явно не потянуть. Выход для разработчиков-одиночек остается один — реклама. А на ней сильно не разгуляешься. Поэтому, если смотреть на разработку под iOS и Android с точки зрения зарабатывания денег, то я бы сказал так — под iOS выгоднее (при условии равных шансов запустить софт и в iStore и в Play Market).

Третий момент — это удобство разработки вообще. Тут мне сравнивать тяжеловато. Под iOS я, в принципе, ничего не разрабатывал, не знаю, что там у этой ОС внутри и как это все работает. Но, по сути, если все будет разрабатываться в Mobile Studio, то удобство должно быть равным. Конечно каждая ОС наложит свой отпечаток на разработку проекта в целом. Например, для Android будет одна структура проекта, с одним расположением файлов, у iOS — другая. Но это мелочи, к которым надо будет просто привыкнуть после долгой разработки только под Windows.

Итого, что я имею в сухом остатке применительно к себе, как к человеку, который работает 80% времени один:

  1. iИгрушек в наличии нет и таковые покупки не планируются
  2. Заработать на iOS можно, но далеко не факт, что получится
  3. По удобству в итоге должно быть одинаково, что в iOS, что в Android, но в первую очередь надо понять «фишки» самой ОС, а уж потом «дубасить код»

Итог: ждем поддержки Android, попутно, в свободное от работы время, читаем умные книжки про ОС Android и может быть что-нибудь пытаемся слепить под эту ОС. Осваиваем альтернативные варианты разработки типа HTML5 Builder (лишним не будут).

Ну, а теперь, обещанный  опрос:

 

В комментариях к посту можете давать развернутые пояснения к своим ответам в опросе. Другие опросы можно найти тут (некоторые результаты удивили)

0 0 голоса
Рейтинг статьи
уважаемые посетители блога, если Вам понравилась, то, пожалуйста, помогите автору с лечением. Подробности тут.
Подписаться
Уведомить о
16 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
teran
13/01/2013 10:58

Для начала можно было бы просто компилятор для андройда сделать без фмх

GunSmoker
13/01/2013 12:12

Насколько я понимаю, Android — это целый зоопарк устройств и систем (в лучших традициях Linux). iOS устройства однообразнее, поэтому проще первый компилятор сделать под iOS, второй — под Android, чем наоборот. Сугубо моё любительское мнение, могу ошибаться.

Александр Божко
Ответить на  GunSmoker

Ну, набор этих устройств ограничен (и не столь уж велик). Все они перечислены в списке, созданном Google, как рекомендованные для разработки Андроид программ.

alexey38
alexey38
13/01/2013 12:13

На мой взгляд, сугубо с коммерческой точки зрения я вижу единственную потребность разработки мобильного софта (не важно на каком языке писать). Если вы являетесь разработчиком некого бизнес-софта, возможно что не тиражируемого, т.е. разработанного исключительно под конкретное предприятие, то вы можете своему заказчику разработать некоторое мобильное приложение к этой системе. Например, чтобы директор (или его заместители) могли принимать обоснованные решения вне офиса. Такую задачу можно решать через веб (весь функционал на сервере), а на мобильнике только браузер. Но это далеко не всегда удобно. Часто только мобильное приложение даст приемлемый функционал. Если заказчику это нужно и он готов это финансировать, то работа… Подробнее »

alexey38
alexey38
13/01/2013 14:58
Ответить на  Vlad

Лично я не вижу ни какой связи между «софт под множество пользователей» и «на первой версии срубить максимум бабла». То есть я лично не вижу возможности хоть какого-то значимого заработка при написании массового софта под мобильные платформы. Во-первых, чтобы написать мега-крутой почтовик или супер-сервис синхронизации нужно сделать слишком многое. А во-вторых, существующие почтовики и сервисы синхронизации и так достаточно совершенны. В-третьих, при наличии бесплатного ПО я не вижу значительного рынка для платного мобильного ПО, даже если это супер ПО. Поэтому мое мнение, что единственный реальных заработок на программировании под мобильные платформы — это корпоративный сектор. Если собственно корпоративное ПО было… Подробнее »

Александр Божко
Ответить на  alexey38

Да ладно. Там даже на бесплатном софте монетизация неплохая.
И рынок отнюдь не насыщен. Если почитать всякие RSDN-ы или СВРусах, то складывается впечатление, что там все не так уж плохо…

Kazantsev Alexey
14/01/2013 14:59
Ответить на  Александр Божко

Что либо подтверждающее такие слова есть? Личная история успеха, ссылочки может быть? Судя по фиг чего андроидной публике продашь.

alexey38
alexey38
16/01/2013 22:05
Ответить на  Александр Божко

Для больших мегакорпораций мне понятно как делать такую монетизацию. А для мелкого разработчика я не понимаю бизнес-модели. Не конечно есть заказы от крупных, но это по сути и есть работа через крупных, когда сам не участвуешь в этой монетизации, а тебе просто платят за конкретный заказ, причем часто указывая на платформу для разработки и язык программирования.

ildvild
13/01/2013 14:23

Мне бы хотелось чтобы появилась поддержка новой ОС BlackBerry 10, выход которой запланирован на 30 января. Вот оно — еще не освоенное поле для разработок, на котором еще можно и подзаработать. Но тут конечно дело во времени, чем быстрее её поддержка появится(если вообще появится) тем лучше.

Sergey Hramenko
15/01/2013 11:42

Для антроида родными являются джава и си++, для ios objective-c.
Лучше бы подобный дельфовому gui билдер с плюшками, событиями, автокомплитом и шаблонами, прикрутили к родным для андрюши языкам и щедро сдобрили бы экзамплами.
Пусть синтаксис будет родным, без неизвестностей под капотом.
а ios c objective-c же лучше вообще не трогать, xcode вполне удобная штука.

teran
21/01/2013 21:47
Ответить на  Vlad

билдер и не надо собирать JBuilder и так был. забросили его только полностью похоже. С 2008 года не обновлялся.

trackback
Опросы на WebDelphi.ru. Результаты за период 01.11.2012 - 01.02.2012. | Delphi в Internet
04/02/2013 15:12

[…] последний, четвертый опрос, который был опубликован сравнительно недавно, касался […]